СЛОВО ИГУМЕНИИ СОФИИ

Настоятельница обители игумения София (Силина)Общину делает монастырем послушание
Ту или иную общину монастырем делают не те конкретные дела, которые она совершает или не совершает, а духовное отношение сестер к послушаниям, возлагаемым на них Церковью, священноначалием, игуменией.

Подробнее

130/3374

Архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский)

Беседа о самолюбии.

15.03. 2015 год

Самолюбие – это естественное свойство, заложенное в человека от природы. Личность человека может это свойство контролировать. Самолюбие может иметь здоровую основу, но если оно выходит за рамки, то превращается в грех. Самолюбие свойственно каждому из нас. Если человек не любит себя, значит он психологически больной. Только депрессивные люди не любят себя, такие люди доходят и до самоубийства.  Здоровая доза самолюбия должна быть в жизни человека, но когда оно переходит естественную границу, оно превращается в нездоровое для человека состояние. Самолюбие еще называется нарциссизмом из легенды о Нарциссе, который разглядывал свое отражение в озере и сделал вывод, что он самый красивый человек в мире. Он влюбился в самого себя. Самолюбие в больном варианте – это любовь к самому себе.

Человек имеет свободную волю. Личность человека так устроена, что она может контролировать свои природные характеристики до какой-то степени. Сегодня генетика хочет нам навязать, что вся жизнь человека – это биохимия, но глубокое познание личности человека у духовных людей показывает, что нельзя все сводить к биохимии. В какой-то мере генетическое наследие предопределяет жизнь человека, но генетическое наследие – это всего лишь рамки, некоторое очертание, в котором человек может развиваться. Но все равно от самой личности зависит, как она будет развиваться в этих рамках. Например, генетические данные для какого-либо человека определяют, что он может иметь рост от 170 до 190 сантиметров, но обстоятельства, в которых развивается этот человек, влияют на его рост. Значит и сама личность человека хотя бы половину от этих способностей предопределяет. Все это я говорю для того, чтобы вы имели представление, что самолюбие, с одной стороны, как природное свойство человека, которое не зависит от нашей свободы, мы приобретаем его с самого рождения, а с другой - мы можем контролировать его своей личностной свободой. Нам необходимо иметь позитивное самолюбие, которое дает возможность человеку развиваться, но есть и плохое самолюбие, которое провозглашает свои собственные таланты и влюбляется в свои собственные способности. Когда мы знаем о своих способностях, о своих талантах, то само по себе это не грех. Например, я знаю, что могу сделать какую-то работу, порученную мне, и это не является грехом. Это знание превращается в грех, когда человек думает, что только он и может сделать эту работу. Когда думаю, что я самый способный, самый трудолюбивый, самый умный - это уже становится грехом.

Эта психологическая характеристика - самолюбие, которую мы все имеем с самого рождения, может приобретать духовные качества, и это зависит от нас.

Самолюбие, как и всякий другой грех, несет в себе боль и страдание, человек ищет способ, как избежать и преодолеть эту боль. И как при любой болезни человек ищет средство, как преодолеть ее, так и при самолюбии человек пытается избавиться от боли, которую оно приносит. Самый лучший способ он видит в подчинении себе других людей. Люди, которые занимают руководящие должности, сильнее подвержены этой страсти. Человек, который еще не победил самолюбие в себе, а имеет возможность руководить другими людьми, этим он утоляет свою страсть. Он может вообще не замечать, что имеет страсть самолюбия и искренне считать, что другие люди обязаны ему подчиняться, потому что он занимает эту должность. И через это он примиряется со своей совестью и как бы лечит свою болезнь.

Если человек не имеет руководящей должности, он может попасть в другую крайность и начать побеждаться хвастовством, таким способом избавляться от боли и страдания.

Самолюбие - лютый враг братолюбию. Те, кто развивают в себе самолюбие, не могут быть братолюбивы. Победа над самолюбием – это очень болезненный процесс. Если человек сумеет победить в себе самолюбие, тогда он почувствует в себе великое умиротворение. Но встает вопрос: как и каким способом человек может победить в себе самолюбие? Это вопрос для каждого из нас. Очень редко встречаются люди, которые смогли до конца победить эту страсть. Один способ, который я думаю, стоит назвать (он проверен в духовной жизни, а также в психологических наблюдениях, которые совершаются в современном мире) - это победа самолюбия любовью. Не только своей собственной любовью, но и любовью окружающих. Самолюбие человек может победить тогда, когда он бывает любим от других. Когда человек любим, он чувствует себя спокойно. Ребенок, которого любят родители и прощают его, когда он много раз согрешает, вырастает намного более здоровой личностью, чем тот ребенок, который не имел этой родительской любви, развивался в не благополучной обстановке, в семье, где родители ссорятся, не имеют согласия между собой, не проявляют любви ни друг к другу, ни к своим детям. Человек, который любим, намного легче побеждает страсть самолюбия. Не потому что он не ощущает боль, нет такого человека, который не чувствовал бы боли, когда решится бороться с самолюбием, просто ему легче ее терпеть. Любовь от других помогает нам терпеть боль и уменьшить ее. Самолюбивый человек думает, что ему его любовь никогда не будет возвращена, и он делится ею очень скупо. Он дает ее и ожидает принять назад. Как хороший купец, он никогда не даст больше, чтобы принять меньше. Но тот, кто имел в детстве родительскую любовь, а потом почувствовал любовь Божию, богатый в любви и имеет ее столько, что может ею делиться, он не скупится в любви, и это самый лучший способ освободиться от самолюбия. Победа над самолюбием – это не только наш собственный подвиг, а подвиг всей той обстановки, в которой человек живет. Сколько нам любви дают другие люди, сколько любви мы можем принять от Бога, в такой же мере мы освобождаемся от самолюбия. Человек, который чувствует много любви, он живет в этой любви подаренной ему Богом и окружающими его людьми, легко может освободиться от самолюбия. Человеку, который не чувствует любви в среде, в которой он живет, и не чувствует любви Божией к нему, очень больно и трудно освободиться от самолюбия. Как утопающий, который цепляется за веревку, брошенную ему, будет цепляться за ту любовь, которую он имеет в себе, но которой недостаточно, чтобы дарить ее ближним. В тех странах, в которых я часто бывал: в Греции, Сербии, очень много проповедуют о любви, но как человек может распознать эту любовь, если он не вкусил ее будучи ребенком? И все проповедники говорят, что надо любить Бога, надо любить ближнего. Но как любить? Любить может только здоровый человек, а больной человек любить не может. Это тайна нашей личности, в любви человек чувствует свободу. Когда человек здоров, он может видеть, сколько его любит Бог, но когда болен, находится в унынии, отчаянии, депрессии в духовном смысле, тогда не видит, как Бог его любит. А здоровая личность открыта для реальности, в которой она находится. Больной человек видит с предвзятостью, он замышляет недоброе, и этим закрывает пред собой любовь Божию. Например, я молюсь, прошу у Бога: «Господи, дай мне чашу воды», и Господь дает мне тонну воды, но я прошу только одну чашу воды: «Господи, почему Ты мне не даешь всего лишь одну чашу воды?», а Господь дает целую тонну воды! Здоровая личность никогда не замыкается в этих предвзятых мыслях, она открыта ко всему, что может произойти в ее жизни, как доброго, так и плохого. И она учится благодарить Бога и за доброе, и за плохое. Например, две личности за то, что с ними случилось в жизни, одна из них будет благодарить Бога, а другая роптать. И если что-то плохое случается в их жизни, например, авария, или потеря близкого человека, кто-то приблизится к Богу, а кто-то еще больше отдалится. Самый показательный пример – это жизнь праведного Иова и его супруги. В их жизни случилось горе, оба они потеряли все имущество, оба они потеряли детей, Иов потерял даже собственное здоровье. Но Иов прославил Бога, а его супруга прокляла Его. Поэтому очень важно, чтобы человек был открыт Богу. Если человек имеет какие-то планы на будущее и ожидает, что все произойдет так, как он задумал, но этого не происходит, тогда он начинает роптать на Бога - эта личность закрыта, она больна. Если человек открыт ко всему, что происходит в его жизни, даже если он и имеет какой-то план на будущее, который не совершился, он спокойно принимает это и умеет хвалить и славить Бога в любой ситуации. Я думаю, что большинство из нас проходили через эти искушения, кто-то из нас победил, а кто-то еще борется, а суть проблемы в том, сколько мы имеем любви и сколько можем отдать ее. Я вспоминаю свой жизненный путь, как я решал эту проблему, когда начал входить в духовную жизнь. Поначалу я даже не распознавал и не имел представления, что имею такую проблему. Я думал, что чем больше даешь любви другим людям, тем быстрее она тратиться, и возникал вопрос: как мне молиться за других людей? И много времени прошло, пока я опытом познал, что любовь, чем больше ее отдаешь, делишься ею, тем больше она умножается.

Поэтому, чтобы победить самолюбие, сначала нужно его распознать. Человек, который не видит в себе самолюбие, не может даже начать борьбу с ним. Борьба начинается тогда, когда человек распознает его в себе, и хорошо, если эта борьба будет через таинства Церкви: участие в Евхаристии, таинство покаяния и все другие таинства.

Самое лучшее лекарство против самолюбия – смирение. Смиренный человек каждому преступен и всем нравится. Никому не нравится надменный человек, а смиренный человек нравится даже тем, которые не смиренны. Поэтому самый лучший способ побеждать самолюбие – это смирение. А смирение делает человека, как бы скрытым в любви, незаметным. Поверхностная любовь – навязчива, она хочет себя показать, она хочет быть в центре внимания, а смиренная любовь скрыта. Насколько глубока любовь, настолько она скрытая. Например, кто-то с большой любовью скрыто заходит в мою келью, делает уборку, и я даже не знаю, кто это делает. Такая любовь меня обязывает. Если кто-то попросит: «Помолись обо мне», может быть я и помяну его в молитвах. Но если кто-то меня обяжет такой любовью, тогда для него это уже будет молитва сердца.

 

Вопрос: Вы сказали, что если человек рождается в благополучной семье, родители живут в единодушии, дают ему эту любовь, и ему не трудно открыться и вырасти здоровой личностью, которая сама сможет любить и преуспевать в духовной жизни. А если человек рождается в неблагополучной семье и вырастает в очень плохой обстановке? Конечно, Господь знает все обстоятельства, знает эту обстановку, наверное, Он не потребует такой любви, которую имеет человек, который рос и развивался в благополучной семье?

Ответ: Любовь, которую Бог нам дает – скрыта в нас. Когда человек почувствует и распознает эту любовь, тогда он должен начать стремиться к ней. Это океан любви и каждый человек имеет этот океан любви Божией. Но кто-то осознает эту любовь, а кто-то никогда не узнает и не распознает ее, он будет жить и купаться в этой любви, но никогда не осознает этого. В этом и есть разница духовной и не духовной жизни. Духовная жизнь начинается тогда, когда мы почувствуем Божию любовь. Перед тем, как мы почувствуем любовь Божию, мы можем только психологически и интеллектуально развиваться и это та природная, естественная характеристика, которая нам дана с рождения. Но с того момента, когда мы почувствуем любовь Божию, а особо с того момента, когда мы почувствуем обязанность ответить на эту любовь, начинается духовная жизнь и она не имеет конца. И Царство Божие не имеет конца. Человек создан, как икона Божия, и он может стать богом по благодати, поэтому имейте духовность, она сделает вас бессмертными.

Вопрос: Как может почувствовать самолюбивый человек любовь смиренного человека, если он ее не видит?

Ответ: Смирение не может быть не замеченным, но зависит, в какой степени смиренность характеризирует человека. Надо различать смиренность у людей мира сего и смирение людей духовных. В мире люди не могут не замечать настоящего смирения, но они не дают ему правильной оценки, даже наоборот, считают, что смиренные люди неудачники и ничего не могут достичь в жизни. Но любовь смиренного человека ненавязчиво навязывается.

Вопрос: Апостол Иоанн Богослов говорит, что боящийся не совершенен в любви. Поясните, пожалуйста, о каком страхе он говорит?

Ответ: Еще апостол Иоанн Богослов говорит, что любовь изгоняет страх. Там где любовь, там нет страха. Если человек знает, что ни болезнь, ни смерть не может его уничтожить, такой человек имеет любовь. Любовь – это открытость к жизни, нет страха от того, что может произойти, потому что все знания основываются на обещании Божиим. Человек, который не имеет любви, эту надежду и упование направляет на себя, тогда нормально и естественно, что он будет бояться всего, потому что каждый из нас имеет очень много проблем в жизни, так что все может нас устрашить. Но если мы имеем надежду и упование на то, что Господь нам обещал, тогда все наши надежды мы перемещаем от наших способностей к Богу. Мы имеем страх, потому что не способны что-то сделать, а не потому что Господь не способен нам помочь. Если я уверен, что Господь мне поможет, тогда чего бояться?

Вопрос: Вы сказали, что недолюбленные дети, как правило, более самолюбивы, чем те которые выросли в благополучных семьях. И это действительно так. Такой человек недоверчив, подозрителен и не верит, что его любят. Как вести себя с такими людьми?

Ответ:  Пока человек не почувствовал Божию любовь и любовь ближних, он не имеет мира и спокойствия в себе. От этого недоверие. Потому что не имеет этот мир и спокойствие, которое дарит любовь Божия. Человек в себе имеет потенциал любви, но этот потенциал очень мал, если не получит из вне, то свой потенциал не может реализовать. Мы должны подключиться к этому течению любви, как к току. Любовь везде: и в нас, и вокруг нас, но мы должны включиться в нее, вопрос: "Как войти в эту любовь?" Прежде всего, это зависит от нашей свободы, хочу я этого или нет. Даже сама среда меня направит, чтобы я вошел в это море любви, если захочу. Много факторов влияет на человека, сколько людей, столько и уровней развития в любви.

Вопрос: У преп. Силуана Афонского есть высказывание: «Чем больше любовь, тем больше страдание души». Вы согласны с мнением, что настоящая любовь – это всегда жертва?

Ответ: И любовь к себе, и любовь к ближнему всегда сопровождается страданием, никто не может отказаться от самолюбия без страдания. Также и любовь к ближнему, но тут уже другой крест и другое страдание. Радость всегда соединена с печалью, и намного больше печали, чем радости, но эта малая капля радости, которую человек почувствует, как будто уничтожает все страдание. Аскетическая терминология дала нам прекрасное выражение «радостная скорбь». Сегодня Крестопоклонная неделя, и бессмысленно поклоняться Кресту, если он не ведет нас к спасению. В силе Креста заложено воскресение, и как связано воскресение с образом Креста, так же связаны радость и страдание. Поэтому не надо бежать от скорбей, потому что они - часть нашей жизни, только нам надо молиться и просить у Бога, чтобы была закваска радости, и чтобы мы были даже немножко как юродивые - радовались в скорбях. Мы, православные, немножко сумасшедшие, радуемся в скорбях. В нашей жизни больше страдания, но та радость, которую нам Господь дает, ее достаточно чтобы мы предвкусили Вечной радости.