Игумения София приняла участие в работе пленума Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, который состоялся 29-30 января 2015 года под председательством Его Святейшества, Святейшего Патриарха Кирилла.
- Матушка София, какой документ обсуждался в работе пленума? Как вы оцениваете значимость выбранного документа?
- На пленуме Межсоборного присутствия активно обсуждался документ "Об участии верных в Евхаристии". В центре внимания документа, как видно в самом названии, - евхаристическая жизнь православного христианина. На мой взгляд, это один из самых актуальных вопросов церковной жизни сегодня. Прошли времена гонений, более того, прошло уже достаточно времени с того дня, когда Русская Церковь обрела свободу. За этот серьезный промежуток времени образ наших приходских общин также изменился. Все больше в храм стали ходить молодые люди и семьи с детьми. Они активно интересуются Священным Писанием Церкви, Ее Преданием и историей, тянутся к частому Евхаристическому общению. С другой стороны, по сравнению с прошлыми столетиями, изменились условия и ритмы человеческой жизни. Именно поэтому стали актуальны вопросы о подготовке к Таинству Таинств, частотой участия в Них и др.
- Насколько живо обсуждался проект документа на самом пленуме?
- Ввиду того, что в истории Церкви известны разные практики относительно подготовки к Евхаристии и участия в Ней, то дискуссия получилась очень оживленной. Возможность высказаться была предоставлена всем без исключения членам пленума, в том числе мирянам и мирянкам. Стоит добавить, что особое внимание было уделено именно формулировкам документа, так как от принятого текста может зависеть судьба наших церковных общин и конкретного верующего. Перед участниками пленума стояла очень непростая задача: необходимо было применить предшествующий многовековой опыт Церкви к условиям современной жизни.
- Как вы полагаете, пленум справился с этой задачей?
- Безусловно, да. Было отрадно чувствовать свою личную сопричастность Соборному духу. Патриарх неоднократно подчеркивал, что цель собрания - проявление Соборности нашей Церкви. Все без исключения - это очень важно - на личном опыте стали свидетелями подлинной Соборности, о которой многие до этого дня читали только в книгах, посвященных Истории Церкви. Это великая благодать и дар Божий.
- Удалось ли вам выступить с предложениями или пожеланиями?
- Конечно. Сам документ имеет отношение, прежде всего, к мирянам. Поскольку монашествующие не относятся к рассматриваемой в документе категории, мной было внесено предложение указать, что вопросы подготовки и участия монашествующих в Евхаристии определяются Положением о монастырях и монашествующих. Эта поправка была одобрена всеми членами Межсоборного присутствия.
- Почему вы считаете необходимым подчеркнуть тезис об участии монашествующих в Евхаристии в Положении о монашествующих?
- Это очень важное уточнение, поскольку обеты, приносимые при постриге, и сам монашеский образ жизни имеют особую связь с Евхаристическим общением. Первое, о чем свидетельствуют монашествующие при постриге, - это их желание постнического жития. Несомненно, известная мера постничества должна находить свое выражение и в период подготовки монашествующих к причащению. Приведу пример из жизни Ватопедского братства (со слов схиархимандрита Ефрема Ватопедского): если брату благословлено причащаться в среду или пятницу, то из аскетических соображений он постится в предшествующий день. Конечно, в наших обителях подобные вопросы должны решаться индивидуально и с благословения игуменов (духовников). Но само наименование монашеской жизни подвижничеством должно подвигать нас к большей мере поста, чем церковным уставом предписано для мирян. Кроме того, важным аспектом, на мой взгляд, является необходимость сообразовывать частоту причащения с благословением игумена (игумении), так как именно игумен, именуемый в чине пострига старцем-восприемником, несет перед Богом ответственность за спасение души послушника (монаха).
Причащение по благословению игумена напрямую связано с обетом послушания. Именно игумен, знающий все аспекты внутренней и внешней жизни монаха, в том числе его взаимоотношения с братиями, жертвенный настрой, отсечение своей воли, усердие в послушаниях, ревность в исполнении молитвенного правила, - определяет и возможность для монаха приступить к святой Чаше "с рассуждением".