онастырское кладбище появилось вскоре после основания обители, что не удивительно, так как в России всегда, вплоть до отделения Церкви от государства, кладбища являлись в первую очередь учреждениями церковными. Все особенности их жизни и устройства определяли понятия религиозные. Многовековая православная традиция придавала духовный смысл обряду погребения, поминовения и ухода за могилой.
Кладбища всегда ограждались забором и охранялись как нива Божия, где посеяны семена для жизни вечной. Русская Православная Церковь за ежедневным богослужением напоминает нам о «христианской кончине живота нашего». Святые отцы говорят нам о том же, — каждый день, прожитый нами на земле, день, в который мы не готовились к своей смерти, прожит зря.
Место для кладбища Новодевичьего монастыря было выбрано к востоку от монастырского строения, там, где находилась небольшая сосновая роща. В первые годы захоронения здесь были единичны: в 1849 г. — три, в 1850 г. — 4, в 1851 г. — два, в 1852 г. — двенадцать. Одним из двух погребенных в 1851 г. был автор монастырского ансамбля архитектор Н. Е. Ефимов. Первая настоятельница монастыря игуменья Феофания, скончавшаяся в 1866 г., в знак особого уважения была погребена не на кладбище, а близ алтаря Воскресенского собора.
Из шести монастырских церквей две стояли на кладбище. Первой в 1855 —56 гг. была построена церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости (проект архитектора Э. И. Жибера). Средства на храм, который часто называли «карамзинским», дала А. К. Карамзина, вдова Андрея Николаевича Карамзина (младшего сына знаменитого историка), погибшего в бою с турками во время Крымской войны. Похоронив мужа в церкви-усыпальнице на Новодевичьем кладбище, Аврора Карловна Карамзина (долгие годы прожила в уединении, завещав похоронить себя рядом с ним.
Южнее Скорбященской стояла небольшая церковь Ильи Пророка — усыпальница богатейшего петербургского лесопромышленника, благотворителя Новодевичьего монастыря Ильи Федуловича Громова. Здание, являющееся одним из самых интересных кладбищенских храмов Петербурга, проектировал архитектор Л. Н. Бенуа. Освящение храма последовало 26 сентября 1883 г.
Новодевичье кладбище
В 1906 г. возникла идея заменить первую деревянную Казанскую церковь каменным храмом по проекту В. А.Косякова, устроив в подвале двухъярусную усыпальницу на 500 склепов. Необходимая сумма была собрана в виде взносов, которые давали право захоронения в храме — усыпальнице с вечным поминовением. Отделка храма так и не была закончена, а его освящение состоялось уже в наши дни.
С 1849 по 1934 (год закрытия кладбища) на Новодевичьем кладбище было погребено примерно 26 тысяч человек.
Кладбище было одним из самых дорогих и престижных в столице, здесь хоронили представителей знатных дворянских фамилий, именитого купечества, видных государственных и общественных деятелей.
Слева от входа на кладбище была устроена площадка для захоронения сестер обители. В 1851 г. на ней похоронили первую регентшу монастыря Ольгу Иванову, в 1852 г. — послушницу Анастасию, племянницу блаженной старицы Дарьюшки а через четыре года и саму Дарьюшку, которая перед смертью приняла монашеский постриг с именем Исидоры. Могила сохранилась, сюда постоянно приходят верующие и по завету подвижницы трижды читают молитву «Богородице Дево, радуйся!».
До революции кладбище поддерживалось в образцовом порядке. Дорожки были посыпаны песком, устроены газоны, цветники, Надгробные памятники выполнялись лучшими русскими и западноевропейскими скульпторами, художниками, архитекторами, такими В. М. Васнецов, П. К. Клодт, Н. А. Рерих. Богатые склепы украшали иконы, серебряные венки, ковры, на могилах теплились лампады.
Большая часть этих захоронений не сохранилось. Однако и сегодня чудом уцелевшие памятники ХIХ – начала ХХ века оставляют неизгладимое впечатление. Это гранитные постаменты, стелы с крестами, плиты, саркофаги, обелиски. Для 70-80 гг. 19 века характерны гранитные надгробия в виде набегающей волны или горки с крупными скалами. Для центральной части некрополя типична архитектура памятника в виде часовенок, миниатюрных храмов, надгробные сооружения выполнены из редких пород мрамора и гранита, семейные участки обрамлены поребриками и украшены художественными литыми и кованными оградами.
Гибель монастырского кладбища началась в первые послереволюционные годы. Чрезвычайно высокий социальный ценз некрополя привел к тому, что после революции большая часть могил осталась без родственного ухода. Многие из тех, чьи родственники похоронены здесь, были вынуждены покинуть родину, другие подверглись репрессиям, погибли в гражданскую войну или от голода. В апреле 1922 г. смотритель кладбища писал в Московско — Нарвский райсовет: «Указать точно все склепы и часовни на кладбище не могу, в книгах они не отмечались, за 1917—19 гг. большинство часовен было разграблено, все ценности – ковры, занавески, серебряные венки и другие украшения украдены».
Грабеж и мародерство на кладбище продолжались несколько десятилетий. Обе кладбищенские церкви в 1929 г. были разобраны на кирпич. Некрополь превратился в громадную каменоломню, где разрушали и откуда вывозили множество ценных надгробий. (фото)
После закрытия кладбища для погребений в 1933 — 34 гг. судьба его долгое время оставалась неясной. Кладбища в Ленинграде стали закрываться, на их месте предполагалось устроить парки культуры и отдыха. С Новодевичьего были перенесены памятники актеров И. И. и Е. Я. Сосницких, В. В. и П. В. Самойловых, художника А. А. Иванова, композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, архитектора Л. Н. Бенуа и др. Предполагалось перенести прах М. А. Врубеля, Н. А. Некрасова и др.Все это причинило некрополю непоправимый ущерб.
В конце 1960-х годов возникла новая идея, нанесшая Новодевичьему еще один сокрушительный удар. Под предлогом создания на его территории музейного заповедника началось массовое уничтожение надгробных памятников. Лишь в 1969 г. было уничтожено около 400 надгробий, среди которых были памятники выдающимся деятелям культуры, науки, военным и государственным деятелям.Юридическим основанием для этих безобразий было решение Ленгорисполкома от 16 сентября 1968 г.: «… ликвидировать на Новодевичьем кладбище могилы, которые не содержатся родственниками, и убрать надмогильные сооружения, не представляющие художественной и историчной ценности. Началась выбраковка так называемого «бесхоза». В результате протестов общественности выполнение этого исполкомовского решения было приостановлено. Но факты и хищения памятников, вандализма и осквернения могил не прекратились.
В течение долгих десятилетий, когда храмы монастыря были закрыты, верующие собирались на кладбище и молились у скульптурного образа Спасителя — надгробного памятника жене генерала Анне Акимовне Вершининой. Созданный в 1915 г. скульптуром П. И. Кюфферле памятник представляет собой возвышающуюся у массивного креста из розового гранита бронзовую скульптуру Иисуса Христа. Верующие называли этот памятник храмом под открытым небом. Памятник никогда не состоял под государственной охраной, однако, когда мародеры сбросили с постамента и попытались украсть бронзовую фигуру, ее удалось спасти. Верующие восприняли это как знак Божией милости. Сейчас надгробие содержится в идеальном состоянии.
Новый этап существования Новодевичьего кладбища начался в 1990-е гг. В 1995 г. Новодевичье кладбище было признано памятником федерального значения. Через несколько лет после возрождения монастыря на кладбище возобновились и захоронения его насельниц. В 2002 г. неподалеку от дореволюционной монашеской площадки за обителью был закреплен участок для погребения монахинь.
Утраченные надгробные памятники Новодевичьего кладбища:
Сохранившиеся надгробные памятники.
Видные государственные деятели, похороненные на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.
При подготовке использованы:
1. Исследование А. С. Дубина «Новодевичье кладбище».
2. Невкий архив: Историко-краеведческий сборник. - М.-СПб. Atheneum: Феникс, 1993.- с.350 -387
3. материалы с сайта https://rulex.ru/abc.htm
4. Центр.гос.ист.архив - подробные планы ЦГИАП, ф.639, оп.1, д 1-8
5.Пуш.дом и Публ.библ. рукоп. аннотир перечень исторических памятников, сост. А. И Никольским
6. Картотека исторических захоронений, сост. Ю.С.Демидовым в Моск.район.отд. ВООПиК