СЛОВО ИГУМЕНИИ СОФИИ

Настоятельница обители игумения София (Силина)Общину делает монастырем послушание
Ту или иную общину монастырем делают не те конкретные дела, которые она совершает или не совершает, а духовное отношение сестер к послушаниям, возлагаемым на них Церковью, священноначалием, игуменией.

Подробнее

ПОЩЕЧИНА ЛЮБВИ

рецензия на книгу: Схиархимандрит Иоаким (Парр). не предпочитай ни­чего ЛЮБВИ ХРИСТОВОЙ: пер. с англ. - СПБ.: Воскресенский Новодевичий монастырь, 2014. - 592 С., ИЛ. -I5ВN 978-5-9905281-1-6

Схиархимандрит Иоаким (Парр) — настоятель монастыря преподобной Марии Египетской в Манхеттене и Спасской пустыни близ го­рода Тредвелл, штат Нью-Йорк. Русскому читателю он уже известен по книге «Беседы на русской земле», изданной в 2013 году Сретенским монастырем. В той книге были собраны записи встреч старца с мирянами и его бесед, трогающих душу (иногда пробирающих до мозга костей). А сейчас Новодевичий Воскресенский монастырь порадовал боголюбивых читателей новой книгой отца Иоакима — «Не предпочитай ничего любви Христовой». Это тоже расшифровки бесед, но в су­щественно более узком кругу — только среди монашествующих — и, соответственно, затрагивающих грани преимущественно монастырской жизни.

Пылкая натура отца Иоакима видна в каждой строчке книги: «Я хочу воодушевить вас, растормошить. Я готов даже дать кому-то пощечину — но это будет пощечина любви» (с. 355). В каком-то смысл отец Иоаким — ангел. Не в том смысле, что он бес­плотен или безгрешен; «ангел — это тот, кто приносит послание Божие» (с. 221). Это — послание о том, что слово Божие живо и действенно, и острее всяко­го меча, и судит помышления и намерения сердеч­ные (см. Евр. 4:12), что Евангелие надо читать не отстраненно, а брать его как единственно возможное руководство к жизни: любить каждого, подставлять другую щеку, непрестанно молиться, всем сердцем искать Царства Небесного.

Отец Иоаким, но Вы проповедуете какое-то уж очень запредельное христианство! — говорят ему.

Если христианство не запредельно, то это не христианство вообще, — таков непреклонный ответ
старца (с. 195).

Главную тему, вокруг которой вращаются все беседы книги, можно сформулировать так: «Корень всех зол — себялюбие». Именно постоянное обраще­ние внимания на себя катастрофически мешает нам любить Бога и ближнего. Эту тему отец Иоаким счита­ет особо важной для монашествующих, к этой мысли он постоянно возвращается, подходя к ней с разных сторон и донося ее до слушателя при помощи ярких образов и историй из своей жизни.

За прекрасный русский язык и за сохранение всей живости речи отца Иоакима, отдельную благодарность хочется выразить переводчикам: игумену Иосифу (Крюкову), иеромонаху Савватию (Агееву), Александре Матвеевой и редактору - Татьяне Ткачевой.

Иногда в книге встречаются повторы: неудиви­тельно, что, беседуя с разными братствами (в книге их упомянуто восемь), отец Иоаким видит сходные проблемы и употребляет те же «лекарства». По при­чине этих повторов тяжеловато читать всю книгу за раз, но ее можно открывать на любом месте и полу­чать бодрящую «пощечину любви».

Дополнительную живость книге дает цветная вклейка с фотографиями как из жизни монастыря отца Иоакима, так и из его поездок по России. К сожалению, фотографии не подписаны, а список иллюстраций (с. 582-583) перечисляет их в каком-то другом порядке.

Отметим и то, что тираж у книги весьма дерзно­венный по нынешним временам — 50 000 экземпляров, что стало возможно «жертвой, милостью и любовью ра­бов Божиих Аркадия, Алексия и Валерия» (с. 591). Благодаря такому тиражу эту книгу сможет увидеть прак­тически каждый монашествующий в России, и тогда, случайно встретившись с отцом Иоакимом, он сможет правильно отвечать на его вопросы (с. 49, 576):

- Что нужно каждому в братстве вашего мона­стыря?

- Спасение. Только спасение, больше ничего.

- А какие проблемы есть в вашей обители?

- Единственная проблема в нашем монастыре — это я сам. Я не молюсь. Я горд. Я непослушлив.

 

Сделай это!

 

В КНИГЕ СХИАРХИМАНДРИТА ИОАКИМА (ПАРРА) «НЕ ПРЕДПОЧИ­ТАЙ НИЧЕГО ЛЮБВИ ХРИСТОВОЙ» ПОЛНЫМ-ПОЛНО ИНТЕРЕСНЫХ ИСТОРИЙ, КОТОРЫЕ ЛЕГКО ЗАПОМИНАЮТСЯ, И ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОТОРЫЕ - ОДНО УДОВОЛЬСТВИЕ. ВОТ ЛИШЬ ПАРОЧКА ИЗ НИХ (СТР. 87-92).

Христианская жизнь есть полнота жизни. Но она невозможна без добровольного принятия креста, крест этот выбираем не мы. Он нам дается. Мы не можем попросить: «Мне бы вот этот крест или тот». Мы можем только принять то, что посылает нам Господь.

Если мы недостаточно зрелы, если не научились любить, то есть здесь и некоторая трудность. А именно: мы думаем, что крест — это переживаемые нами беды, невзгоды, страдания, причиной которых явились мы сами. А это отнюдь не крест! Это то, что мы причиняем себе сами! Мы не молимся, бываем гордыми, полагаемся на свои спо­собности, своевольничаем, осуждаем; мы мучимы своими страстями — гневом, похотью, ненавистью, ревностью, жадностью... Страсти ввер­гают нас в безумие. Мы не любим, осуждаем, впадаем во все эти грехи и при этом не молимся — вот от этого-то и страдает наша душа. Мы впадаем в уныние, сомневаемся, переживаем, раздражаемся на дру­гих, не любим их, не доверяем им... Но это — не крест! Это ад, который мы создаём себе сами.

Крест есть совершенная любовь к ближнему. Это когда мы любим ту или иную сестру всецело, полностью — даже когда она нас терпеть не может. Это когда мы служим людям, а они нас ненавидят. Когда мы стараемся быть христианами, а люди над нами насмехаются. Когда мы постоянно пребываем в молитве, не ощущая при этом, что Господь на наши молитвы отвечает. Или же ведём мысленную брань, остаём­ся верными Богу, но при этом чувствуем, что Господь нас не слышит, что Он не с нами. Вот что такое крест! Или другой пример: Господь ис­пытывает нас болезнями, а мы принимаем их с радостью, сильно стра­даем, но не жалуемся, а радуем (радуемся?) вместе со всеми. Вот чтоозначает принять крест!

Таким образом, когда мы находимся в жалком положении потому, что сами создали себе такую жалкую жизнь, — это не крест. Это всего лишь трудности, с которыми нужно научиться справляться.

Если мы собираемся всю жизнь провести так, чтобы наше поведе­ние зависело от того, как с нами обращаются другие люди, то мы обе­зумеем. Потому что люди ведь движимы своим безумием. Например, мы идём по коридору и кто-то проходит мимо, не обращая на нас внимания, не говоря ни слова. И наше «я» начинает впадать в безумие. Мы думаем: «Почему я ей не нравлюсь? Чем она расстроена? Да и вообще она мне как-то не нравится... Что это она о себе возомнила?» Вот уже и враждебность тут как тут. А ведь мы просто видим, что в этой нашей сестре происходит внутренняя брань. Да, может быть, сестра кажется нам не­приятной — но мы всё равно должны отвечать ей с любовью. Именно это и есть крест.

Думаю, одна из бед, которой всегда подвержены обители — это со­средоточенность насельников на собственном «я». «Как люди обраща­ются со мной? » — именно этот помысел порождает внутреннее нестрое­ние. Мы всегда должны думать только о Господе и о том, в достаточной ли мере мы любим всех, а не о том, любят ли нас.

Возможно, сегодня многие из нас находятся в сложных, натянутых отношениях с кем-то из ближних. Может быть, никаких обидных слов и не прозвучало, но нам просто лезут в голову всякие помыслы. Может быть, у нас давно уже копилось раздражение на кого-то. Мы недолю­бливаем друг друга и просто стараемся избегать столкновений. Но это не приносит желаемых плодов, ведь каждый раз, когда мы видим друг друга, в нас появляется неприятное ощущение. Почему? Потому что в нас нет любви.

Что же нам делать? Нам нужно вместить этого нашего ближнего в своё сердце и молиться за него, молиться весь день, просить Бога умяг­чить наше сердце, научить нас любви.

Люди бывают плохими, раздражительными, злыми не потому, что им нравится такими быть, а просто оттого, что не умеют переступать через себя. Они находятся в плену у собственного «я». Мы же, будучи христианами, должны молиться за них. Мы первыми должны просить прощения. Не просто говорить «я тебя прощаю», а сами подходить со словами: «Прости меня».

Может быть, в течение дня кто-то на нас сердится, раздражается, и так происходит уже давно. Или кто-то думает, что с ним поступают несправедливо, ведёт себя с нами холодно, а другим оказывает любез­ности — и так постоянно. Отчего так? Оттого, что мы думаем только о себе. Мы не можем жить вместе без любви. Без любви к Богу невоз­можно любить ближнего, а без любви к ближнему невозможно любить Бога. Это нелегко понять, настолько это чуждо миру, в котором мы жи­вём. В нем действуют совсем иные принципы. В нём мы выбираем себе друзей, исходя из того, кто нравится нам и кому нравимся мы. А вот в монастыре, да и вообще в христианской жизни, именно Бог выбирает людей, которые оказываются рядом с нами. Выбирает — и даёт нам за­поведь любить их всех.

Вспоминаю, как много лет тому назад я посетил один монастырь. Тамошний настоятель был выдающимся человеком, очень одарённым, недюжинного ума. Все были о нём очень высокого мнения. Все — кроме тех, кто вместе с ним жил. Те, кто жил с ним вместе, страдали, потому что нрава он был очень горячего. Один миг — он уже разгневан, хотя и повода-то, кажется, нет. По словам монахов, каждый раз, когда его о чём-то спрашивали, он впадал в жуткое раздражение, всем своим видом показывая, как сильно его потревожили.

- Уйди отсюда! Что тебе надо? — набрасывался он на собеседника.

Все монахи жаловались мне, что не могут жить с ним вместе, что он не понимает, как себя ведёт, хочет, чтобы всё было так, как ему хочется, упрекает братьев в лености, в монашеском нерадении. Они попросили меня помочь им.

— Что же вы от меня хотите? — спросил их я. — Что я должен сде­лать? Сказать ему, что он самодур?

Они заулыбались.

— Мы ему этого сказать не можем, а ты можешь. Скажешь ему так?
Пришлось мне пригласить настоятеля прогуляться со мной вместе по монастырю. Во время прогулки я спросил его:

— Скажи мне, что ты думаешь о братии?

Он начал рассказывать — и говорил о монахах замечательные вещи. Поведал мне, какие они одарённые, заботливые, как стойко ведут свою внутреннюю брань и как прилежно молятся.

— Иногда я не знаю, что я мог бы для них сделать, — признался он, — Они вправе требовать от меня так много, а я не могу им этого дать. Меня постоянно преследует чувство, что я не даю им того, в чём они
нуждаются. Не знаю, что и делать.

- Хочешь, я расскажу, что они о тебе думают? — спросил я его.

- Вероятно, они ненавидят меня. Они думают, что я за них не пере­живаю, не забочусь о них. Но это не так, а совсем наоборот. Я волнуюсь за них так сильно, что иногда впадаю в полное оцепенение.

- Почему же ты им всё это не скажешь?

- Они не поверят этому. Впрочем, им это и безразлично.

- Как удивительно! И ты, и они истолковывают поведение друг друга совершенно неверно. А почему? Потому что в этих взаимоотно­шениях и ты, и они думают в первую очередь о себе, а не о другом. Не о том, что другой страдает, а о том, что страдает собственное «я». А если уж страдает собственное «я», то ничто другое не имеет значения.

Я предложил ему:

- Почему бы тебе завтра утром не попробовать просто сказать бра­тии, что ты их любишь?

- Ну, так это вообще все испортит! Тогда я вообще не смогу ими руководить. Они меня попирать будут.

- Но разве это не прекрасно? — возразил я. — Может быть, тогда вы будете двигаться в одном направлении, а не так, как сейчас: ты туда, а они сюда?

Через два-три месяца я получил от него письмо. Он писал: «Я не мог спать, такого со мной не было еще никогда в жизни. Я встал на молитву и начал просить Бога даровать мне мужество быть смиренным по отношению к моим братьям и говорить им, что я люблю их. После молитвы до самого утра не мог заснуть, пытаясь понять, что я должен сделать, и выискивая причины, почему это у меня не получится. Подскажи мне, что делать. Как мне поступить?»

Я написал ему письмо. Там было всего два слова: «Сделай это!» Да, только два слова я и написал.

Где-то через год я получил от него ещё одно письмо. Там говорилось: «Я это сделал!» Как это было прекрасно! Ещё он написал, что не знает, почему так долго медлил. Единственную причину он видел в своём не­доверии — недоверии к Богу, братии и самому себе. Он писал, что это гордыня препятствовала ему быть смиренным, шептала ему: «Не делай этого».

Единственное, что способно ввергнуть нас в ад — наша гордыня. Гордыня и ничто иное. Пусть весь мир считает нас безумцами — это не имеет никакого значения, пока мы угождаем Богу. Лишь бы только мы не давали Богу повода считать нас безумцами.

Расскажу вам ещё одну историю; возможно, пару лет тому назад я ее уже кому-то рассказывал. Был у нас один брат, такой колючий, жёсткий, резкий. Все от него натерпелись. Одному молодому монаху я сказал так:

- Ты просто пойми, ему трудно. Когда тебе с ним уж совсем плохо будет, просто повернись к нему и скажи: «Я люблю тебя».

- Что? Да как так? — изумился он.

- А ты попытайся! Попробуй!

И вот как-то раз они вместе мыли посуду. Молодой монах поворачи­вается к этому брату и говорит ему:

- Отец! Я люблю тебя!
А тот ему в ответ:

- Если ты меня поцелуешь, я тебе в лоб дам!

Это было так смешно, что оба расхохотались. После этого они на­чали дружить, и именно смех положил начало их дружбе. Они пересту­пили через ту напряжённость, которая так отравляла их отношения. Что ж, может быть, ради этого нам стоит даже кого-то поцеловать и получить от него в лоб — вот и всё. Конец вражде. Иногда это и есть именно то, что нам надо.

Вот и ключ к решению всех нестроений: не быть гордым, всегда лю­бить, протягивать людям руку помощи, даже если они нам совсем не по­могают, просить прощения у всех. Это трудно, но трудно лишь потому, что мы не понимаем таинства любви. Мы тратим столько времени, пре­бывая в нелюбви, в плену у всяких глупостей.

На начало страницы