Исторический очерк.
Воскресенский Новодевичий монастырь был основан в 1748 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально монастырь располагался на месте Смольного дворца, но по разным причинам прочную монашескую общину создать в нем не удалось, и к 1797 году монастырь был упразднен.
В середине XIX века, несмотря на расцвет женского монашества, в Санкт-Петербурге не было ни одной женской обители. По просьбе великой княгини Ольги обер-прокурор Святейшего Синода граф Н. А. Протасов представил императору Николаю I доклад о пользе создания в столице женского монастыря. Предложение было поддержано государем.
Первоначально монастырь разместился при Благовещенской церкви на Васильевском острове, а в 1848 году ему были пожалованы обширные угодья у Московской заставы, и после окончания постройки новых корпусов монахини переехали туда.
Настоятельницей воссоздаваемой обители была избрана монахиня Феофания (Готовцева), бывшая личная пансионерка императрицы Марии Федоровны в Екатерининском институте, хорошо известная в Петербурге своим благочестием и активной деятельностью в Горицкой обители.
Еще в первые годы поступления матери Феофании в Горицкую обитель, ее духовник архимандрит Феофан рассказывал, что видел странный сон. «Мне снилось, - говорил он, - будто привели меня в столь прекрасное место, что слов нет описать его красоту. Много увидел я там обителей: и стали мне показывать, кому какая принадлежит, сказали, что там есть много спасающихся из Горицкого и других монастырей. Я спросил: "А это какие, мне неизвестные? " И услышал ответ: "Петербургские"». Тогда никто не понимал, что это значит, и объяснили так: «Видимо к нам приедут из Петербурга и спасутся». Но отец Феофан ответил: «Нет, я видел петербургскую обитель и там много спасающихся».
Первой была воздвигнута деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, а уже в 1849 году в присутствии императора Николая Павловича митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Никанором совершилась торжественная закладка Собора Воскресения Христова. Таким образом было положено начало Воскресенскому общежительному монастырю.
Постепенно строились келейные корпуса. В 1854 году была освящена небольшая Афонская церковь во имя иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», в которой находился список с чудотворного образа, присланный старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон.
В апреле 1855 года в монастыре состоялась освящение церкви в честь Трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Император и Священный Синод не раз удостаивали игумению Феофанию наград за ее ревностное служение Церкви и Отечеству. Она упокоилась о Господе в 1866 году и была погребена за алтарем Воскресенского Собора. Сейчас ее честные останки находятся в Казанском храме в приделе прп. Серафима Саровского.
Последующие настоятельницы монастыря также внесли огромный вклад в созидание обители. Игуменией Евстолией (Ерофеевой), управлявшей монастырем двадцать лет (1866-1886 гг.), был позолочен купол Воскресенского Собора, приведено в порядок кладбище, организован приют для девочек с 8-классным училищем. Игуменией Валентиной (Ивановской) (1888-1904 гг.) была учреждена церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью, а так же скиты. При игумении Антонии (Рейнбот) (1904-1916 гг.) была воздвигнута колокольня по проекту Л. И. Бенуа и Цейлера. Незадолго до революции по проекту архитектора В. А. Косякова была построена каменная церковь Казанской иконы Божией Матери в византийском стиле.
К началу революции 1917 г. в Новодевичьем монастыре жило более 400 насельниц – 75 монахинь, 58 штатных послушниц и около 280 сестер «на испытании». Имелось 8 храмов: собор в честь Воскресения Христова; домовые церкви в келейных корпусах: во имя Трех Святителей и во имя Афонской иконы Божией Матери; усыпальница в честь Казанской иконы Божией Матери; два храма на кладбище: во имя святого Илии Пророка и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери (не была освящена) и церковь во имя преподобного Исидора Пелусиота в колокольне (освящена после 1917 г.).
У обители имелось большое хозяйство (конюшня, коровник, птичий двор, свинарник, квасоварня, пчельник и ферма). В обители действовали знаменитые иконописная, золотошвейная и ковровая мастерские. Значительная часть монастырского капитала шла на благотворительную деятельность, в частности на содержание больницы, детского приюта, богадельни для сестер.
Судьба Воскресенского Новодевичьего монастыря была схожа с участью многих святых обителей, принявших на себя удар богоборческой власти. Всю тяжесть обрушившихся гонений понесла Игумения Феофания (Рентель) (1918-1935 гг.), которая была заботливой матерью для сестер и твердым защитником обители.
Вот как описывал жизнь монастыря на рубеже 1920-30 гг. церковный историк А. Э. Краснов-Левитин: «Период с 1925 по 1932 г. — период величайшего расцвета питерского монашества. Все корыстолюбивые, недобросовестные люди ушли — остались лучшие. Полулегальное, стесненное со всех сторон, ежеминутно ожидающее ареста и полного разгрома (что и осуществилось в феврале 1932 г.), монашество в то время отличалось чистотой своей жизни, высотой молитвенных подвигов… Я и раньше знал многих монахов; но только здесь, в Новодевичьем, впервые понял обаяние монашества и сам стал страстно желать монашеской жизни».
Летом 1929 года по указу президиума Ленсовета были закрыты сразу три храма обители. Первой была закрыта и вскоре разрушена деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В конце осени 1929 г. власти закрыли церковь во имя Трех Святителей Вселенских. Одновременно были закрыты и разобраны на кирпичи две часовни, построенные по проекту архитекторов Н. Е. Ефимова и Н. А. Сычева.
В 1930-31 гг. также были разобраны на кирпичи кладбищенские церкви – во имя святого Пророка Илии и во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
В ночь с 17 на 18 апреля 1932 г. в Новодевичьем монастыре было арестовано 126 сестер. Были оставлены лишь престарелые и больные, которые не могли передвигаться.
31 мая 1932 г. президиум Леноблисполкома принял постановление о ликвидации собора в честь Воскресения Христова и передачи его здания для устройства универмага.
26 июня 1933 г. было принято решение о сносе колокольни обители. При этом была уничтожена и существовавшая в здании колокольни церковь во имя преподобного Исидора Пелусиота.
Через несколько месяцев разобрали высокую каменную ограду с башенками и двумя часовнями, снесли церковные купола, шатры, звонницу при еще действующей церкви во имя Афонской иконы Божией Матери и уничтожили внутреннее убранство закрытых храмов.
В 1935 году матушка Феофания была арестована и отправлена в ссылку. 7 марта 1938 г. был арестован и 18 марта расстрелян последний священнослужитель церкви во имя Афонской иконы Божией Матери протодиакон Владимир Беляев. Церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась. Внутренние помещения монастырских зданий были перестроены, после чего их занял НИИ электромашиностроения.
Возрождение обители началось с приходом общины сестер в 1996 году. Сестры временно поселились в двухэтажном здании вблизи церкви во имя Казанской иконы Божией Матери. Здесь отсутствовали отопление, водоснабжение и канализация, протекала кровля, здание требовало капитального ремонта.
Постепенно возвращались храмы и монастырские корпуса — все в аварийном состоянии. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери. В храме появилась сияющая обновленная икона Казанской Божией Матери. Потемневший дивный образ собирались реставрировать, но он чудесным образом обновился 6 ноября 1996 года в праздник иконы «Всех скорбящих Радость».
К настоящему времени проведена реставрация Казанского и Афонского храмов, церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, построена часовня во имя прп. Сергия Радонежского и св. равноапостольной Нины. Постепенно возрождается Воскресенский Собор.
При монастыре существуют богадельня, детский приют, успешно ведет свою работу Свято-Владимирская церковная школа, открыт благотворительный медицинский центр по диагностике женской онкологии «Белая Роза», швейные мастерские, церковная лавка. Обитель принимает многочисленных паломников.
Ныне, после полного разорения, Воскресенский Новодевичий монастырь вновь обретает свое прежнее значение. Под настоятельством игумении Софии ведутся восстановительные и реставрационные работы, налаживается традиционная монашеская жизнь. Обитель духовно расцветает – под ее покров приходят не только люди, ищущие монашеского подвига, но и люди, несущие свой жизненный крест в миру.