СЛОВО ИГУМЕНИИ СОФИИ

Настоятельница обители игумения София (Силина)Общину делает монастырем послушание
Ту или иную общину монастырем делают не те конкретные дела, которые она совершает или не совершает, а духовное отношение сестер к послушаниям, возлагаемым на них Церковью, священноначалием, игуменией.

Подробнее

Архимандрит Кирилл (Начис)

Архимандрит Кирилл, в миру Леонид Владимирович Начис, родился 9 января 1920 г. в городе Грива (ныне Латвия).  В семье Начисов было четверо сыновей – Александр, Петр, Иаков и самый младший Леонид.

Отец, Леонид Владимирович Начис, был членом церковного совета Гривской церкви. Под воздействием церковного уклада жизни в семье и под влиянием пастырей, служивших в Двинских храмах происходило воцерковление Леонида.

В 1938 г. Леонид поступил в Латвийский университет на православное отделение Богословского факультета.  В 1940 г., в связи с установлением в Латвии Советской власти, факультет был закрыт. В 1941 г. старший брат Леонида, протоиерей Иаков Начис, отправился из Латвии миссионером в Псковскую Православную Миссию, Леонид поехал вместе с братом. Из воспоминаний архимандрита Кирилла: «В Выборе началось наше священническое служение. Церковь там сохранилась, приход был старым, крепким. Настоятельствовал там о. Роман Берзиньш, из Риги. Община была активная… В церковном плане как все было? Народ жаждал молиться, жаждал покаяния. И стали молиться... И храмы были переполнены народом: слезы, молитвы, плач. Так проходили службы. За богослужениями в храме молились истово…»

В 1943 г. протоирей Иаков был назначен настоятелем храма св. Ольги в Луге, Леонид поехал вместе с ним.  Вот, что вспоминал архимандрит Кирилл об этом времени: «На службы в Ольгинскую церковь приходило много людей. В городе была особенная атмосфера, отличавшаяся от сельской Псковщины. В Луге оставалось немало людей, связанных с Петербургом, те, кто, очевидно, каждое лето приезжал сюда на дачу. Выехав в 1941 г. сюда на отдых, многие так и остались здесь на все годы блокады. Публика здесь была не простая. Многие из горожан, видимо, принадлежали к дореволюционному петербургскому обществу. В разговоре они могли перейти с русского языка на немецкий или французский, хорошо ими владели и свободно на этих языках изъяснялись. Беженцев в городе почти не было, большинство составляли те, кто проживал здесь и до войны …

… В то время я слышал в канцелярии Миссии также о живших в годы войны неподалеку от нас двух замечательных пастырях: иеросхимонахе о. Серафиме Вырицком и о. Алексии Кибардине, который после войны служил в Вырице. Тогда, в годы войны он служил на приходе Козья Гора. Встречаться с ними мне не приходилось».

В феврале 1944 г. вместе с братом и другими латвийскими миссионерами Леонид Начис был эвакуирован в Ригу. В декабре 1944 г. Леонид Начис в числе многих жителей Латвии был вывезен из Курляндии в Германию, где был помещен в лагерь в Кенигсберге. После взятия города в апреле 1945 г. Красной армией, для него и других
жителей Прибалтики и России, находившихся в Кенигсберге, заключение в немецком лагере сменилось лагерем советским. Освобождение произошло в апреле 1946 г., но в Латвию удалось вернуться только в феврале 1947 г. Здесь Леонид работал в Даугавпилсе на предприятии «Хлебострой», затем на судостроительной верфи в Риге.

10 октября 1950 г. в Риге последовал новый арест. Леонид Начис находился в заключении с 1951 по 1955 годы. После освобождения Леонид приехал к брату прот. Иакову, который священствовал в единственной действовавшей на территории Коми церкви в селе Кочпон, в окрестностях Сыктывкара. Пожив здесь и побывав на родине в Латвии, Леонид решил избрать путь священства. В 1956 г. он поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, после реабилитации в 1957 г. продолжил обучение в Духовных школах.

В 1963 г. закончил Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1958 г. Леонид Начис был посвящен в диаконы, в 1959 г. рукоположен во священника, в 1960 г. пострижен в рясофор в Виленском Свято-Духовом монастыре. 
В 1965 г. был пострижен в мантию с именем Кирилл в честь свт. Кирилла Александрийского.

С 1965 по 1968 гг. служил настоятелем храма Воскресения Христова в с. Петрова Горка Лужского района, где, несмотря на сопротивление властей, возрождал активную приходскую жизнь, отреставрировал обветшавший храм. В последующие годы служил в ряде приходов Санкт-Петербургской епархии: в церкви прав. Иова Многострадального на Волковом кладбище (Санкт-Петербург), в Казанской церкви пос. Сусанино, в Гатчинском Павловском соборе, в Спасо-Преображенском соборе Выборга.

С 1972 г. — архимандрит.

Служение в 1960-1970-х гг. было особенно сложным в связи с тем, что власти не раз чинили пастырю препятствия с пропиской. Кроме того, в эти годы по местам служения о. Кириллу пришлось путешествовать со своей матерью, Надеждой Даниловной, к этому времени совершенно потерявшей зрение.

В 1988 г. «опальному» пастырю, в биографии которого было служение в Псковской миссии в годы войны, вновь было разрешено служить в Петербурге. По благословению митрополита Алексия он был назначен духовником епархии, служил в храме св. ап. Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ. Он принимал исповеди ставленников, являясь духовником многих и многих пастырей и монашествующих Санкт-Петербургской епархии.

В 1994 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн назначил архимандрита Кирилла наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, первым после закрытия лавры в 1930-х гг.

В 1994 — 1996 гг. он занимался возобновлением духовной и богослужебной жизни лавры. При духовном окормлении архимандрита Кирилла в 1990-х годах и на рубеже тысячелетий происходило восстановление монашеской жизни во многих обителях Петербурга и области.

Со времени возрождения Воскресенского Новодевичьего монастыря старец Архимандрит Кирилл стал духовником обители, впоследствии он поселился в монастыре.

Скончался 10 марта 2008 года. Похоронен у западной стены Казанского храма Новодевичьего Воскресенского монастыря.