Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)
Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский и Гдовский, в миру Чичагов Леонид Михайлович, родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье генерал-майора Михаила Никифоровича Чичагова. В 1870 году поступил в Пажеский Императорский корпус с зачислением в пажи к Высочайшему двору. Годы пребывания в Пажеском корпусе позволили не только получить фундаментальное военное и общее образование, но и узнать придворный высший свет со всеми его нередко призрачными добродетелями и часто прикрытыми светским блеском пороками.
По прошествии многих лет святитель Серафим говорил: «Пажеский корпус обязан своим наставникам его традициями, утвердившимися в нем. Мы были воспитаны в вере и Православии, но если выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины».
4 августа 1875 года Леонид Чичагов был произведен в подпоручики и направлен для прохождения службы в Первую Его Величества батарею Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады Преображенского полка. Начавшаяся в 1876 г. русско-турецкая война стала серьезным жизненным испытанием для будущего святителя. Оказавшись участником почти всех основных событий этой кровопролитной войны, произведенный на поле брани в гвардии поручики и отмеченный несколькими боевыми наградами Л. М. Чичагов неоднократно проявлял высокий личный героизм. Однако не героика войны стала главной темой размышлений молодого офицера в этот период. Тема духовного смысла жизни и смерти, тема нравственного смысла страданий и самоотвержения, раскрывшаяся перед ним в подвигах русских воинов, наконец, тема деятельной любви к своим братьям во Христе, которых он научил различать и под офицерскими мундирами и под солдатскими шинелями, стали важнейшими побудительными началами для глубоких религиозных размышлений будущего святителя.
В 1878 г. Леонид Чичагов встречается со св. праведным Иоанном Кронштадтским, ставшим на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом для будущего святителя.
8 апреля 1879 г. Л. М. Чичагов заключает брак с дочерью камергера Императорского Наталией Николаевной Дохтуровой. С самого начала этот блестящий брак, породнивший представителей двух известных аристократических фамилий, оказался весьма отличавшимся от многих великосветских браков. Л. М. Чичагов сумел привнести в уклад своей молодой семьи начала традиционного православного благочестия. Именно эти начала и были положены в основу воспитания четырех дочерей. Военная карьера Л. М. Чичагова продолжала складываться успешно и в мирное время. В апреле 1881 г. он был произведен в чин штабс-капитана. За период службы был удостоен более 15 орденов.
Научившись еще на войне глубоко сопереживать физическим страданиям раненых, Л. М. Чичагов поставил перед собой задачу овладеть медицинскими знаниями для оказания помощи своим ближним. Значительным итогом многолетних медицинских опытов стала разработанная им система лечения лекарствами растительного происхождения, изложенная в двух томах фундаментального труда «Медицинские беседы».
В это же время в его жизнь вошли и систематические богословские занятия, в результате которых не получивший даже семинарского образования офицер превратится в энциклопедически образованного богослова, авторитет которого со временем будет признан всей Русской Православной Церковью.
Ради служения Господу и по совету св. Иоанна Кронштадтского Леонид Чичагов бросил блестящую военную карьеру и в 1890 году в чине полковника вышел в отставку и переехал в Москву.
26 февраля 1893 года в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов Л. М. Чичагов был рукоположен в сан диакона. Пресвитерская хиротония последовала через 2 дня в той же церкви. Испытания первого года священнического служения отца Леонида оказались усугубленными неожиданной тяжелой болезнью супруги, матушки Натальи, которая привела ее в 1895 г. к безвременной кончине. Весна 1898 г. стала временем принятия отцом Леонидом окончательного решения о своей будущей судьбе. Оставив своих уже несколько повзрослевших после кончины матери 4 дочерей на попечение доверенных лиц, отец Леонид поступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры. При пострижении в мантию был наречен именем Серафим.
14 августа 1899 г. он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с последующим возведением в сан архимандрита. За 5 лет своего игументства архимандрит Серафим сумел преобразить как хозяйственную, так и духовную жизнь некогда величественного, но ко времени назначения отца Серафима пришедшего в глубокий упадок монастыря.
28 апреля 1905 года архимандрид был хиротонисан во епископа Сухумского. С 6 февраля 1906 года — епископ Орловский и Севский. Именно на Орловской кафедре святитель Серафим пришел к ставшему определяющим всю его дальнейшую архипастырскую деятельность убеждению, что полнокровное развитие епархиальной жизни возможно лишь на основе активно действующих приходских общин.
Свидетельством все возраставшего авторитета владыки Серафима, как епархиального архиерея, явилось назначение его в 1907 году присутствующим членом Святейшего Синода. Вскоре владыке Серафиму была поручена Кишиневская епархия. Трехлетняя созидательная деятельность святителя Серафима на Кишиневской кафедре не только привела к подлинному преображению епархии, но и получила самую высокую оценку как в Святейшем Синоде, так и у Государя.
В 1914 году владыка Серафим был направлен на архипастырское служение в Тверскую епархию. Определением Святейшего Синода он был назначен архиепископом Тверским и Кашинским.
28 декабря 1917 г. Вероисповедный отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выдал предписание о высылке архиепископа Серафима из Тверской губернии.
В 1918 году он был возведен в сан митрополита, назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру, но из-за сложившейся политической обстановки не смог отправиться к месту назначения. Владыка поселился в Черниговском скиту около Троице-Сергиевой Лавры, где прожил, почти не выезжая, до конца 1920 года.
12 сентября 1921 г. митрополита арестовали и поместили в Таганскую тюрьму. Однако 14 января 1922 года президиум ВЧК постановил освободить митрополита из-под стражи. Но уже 25 апреля судебная коллегия ГПУ под председательством Уншлихта приговорила митрополита Серафима к ссылке в Архангельскую область. Проведя около года в архангельской ссылке, митрополит Серафим вернулся в Москву. В связи с пребыванием Святейшего Патриарха Тихона под арестом и временным захватом обновленцами высшего церковного управления Москва переживала период внутрицерковной смуты. Владыка Серафим временно отошел от активной церковной деятельности, поддерживая молитвенно-евхаристическое общение с духовенством и братией Свято-Данилова монастыря.
В апреле 1924 года он вновь был арестован по указанию ГПУ, вменявшего ему в вину организацию прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году.
Летом 1924 года по ходатайству Патриарха Тихона престарелый и больной митрополит Серафим был освобожден. Митрополита Серафима приняла игумения Арсения (Добронравова) в Воскресенский-Феодоровский женский монастырь. В монастыре митрополит часто служил, одновременно это были годы глубоких раздумий святителя Серафима о судьбах Церкви в России и о путях его собственного служения Церкви в эпоху безвременья.
В конце 1927 года, трогательно простившись с сестрами Воскресенского Феодоровского монастыря, владыка Серафим навсегда покинул обитель, с тем, чтобы принять участие в деятельности Временного Патриаршего Священного Синода. Поддержка столь авторитетного, известного своей твердостью и бескомпромиссностью иерарха, каким являлся святитель Серафим, была чрезвычайно важна для митрополита Сергия, которого в то время его противники из числа православных архиереев все чаще упрекали за недопустимые, с их точки зрения, уступки государственной власти. И весьма показательно, что владыка Серафим был назначен в Ленинградскую епархию, которая представляла собой одну из самых исполненных внутрицерковных противоречий епархий Русской Православной Церкви. Оказавшись колыбелью богоборческого большевистского режима, который именно в Петроградской епархии собрал свою первую кровавую жатву среди православного духовенства, «город на Неве», благодаря проискам государственных властей и немощам некоторой части епархиального клира, превратился в цитадель обновленчества.
После прибытия в епархию митрополит Серафим разместился в бывших игуменских покоях Воскресенского Новодевичьего монастыря. Митрополит Серафим решительно старался навести порядок в епархии. В первую же неделю правления он собрал в Новодевичьем монастыре около ста священников и указал, что «не их дело церковная политика и не им осуждать архиереев», и что за нарушение церковного устава и небрежности в служении будет нещадно карать. Митрополит зорко следил за духовной жизнью Новодевичьей обители, при нем Новодевичий монастырь оставался примером истинной, живой и горячей веры.
Митрополиту Серафиму удалось добиться у властей разрешения на погребение на Новодевичьем кладбище тела священномученика Иллариона соответственно его сану. Владыка Серафим облачил тело священномученика в собственные белые архиерейские ризы и возложил на его главу свою митру.
В 1933 г., отдав все силы Ленинградской епархии, святитель Серафим подошел к концу своего архипастырского служения в качестве правящео архиерея. Телесные немощи Владыки и все возраставшая ненависть к нему советских властей, делавшая вероятным его скорый арест, побудили митрополита Сергия и Временный Патриарший Священный Синод принять 14 октября 1933 г. указ об увольнении митрополита Серафима на покой.
После возвращения в Москву и кратковременного проживания в резиденции митрополита Сергия в Бауманском переулке в 1934 году владыка Серафим нашел свое последнее пристанище в двух комнатах загородной дачи, находившейся близ станции Удельная. Спокойными и безмятежными были последние месяцы жизни митрополита в Удельной. Самое скорбное это были старость и связанные с нею болезни. Он сильно страдал от гипертонии, одышки, последнее время от водянки, так что передвигался с трудом и из дома почти не выходил. Днем к нему приходили духовные дети, иные приезжали из Петербурга.
Арестованный сотрудниками НКВД в ноябре 1937 года, прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму в машине «скорой помощи» из-за невозможности перевезти его в арестантской машине. Несколько недель физически беспомощный, умирающий старец с величием христианского первомученика противостоял новым гонителям Церкви, но не признал ни одного из предъявленных ему обвинений.
7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской области приняла решение о расстреле митрополита Серафима. 11 декабря 1937 года священномученик митрополит Серафим был расстрелян.
Многим русским православным христианам суждено было пройти вместе со священномучеником Серафимом по голгофскому пути христианского мученичества, на котором издревле стоит и до века будет стоять Православная Церковь в мире дольнем, имея отныне в мире горнем в сонме своих святых заступников и ходатаев перед Престолом Всевышнего и святого священномученика митрополита Серафима.
Память свщмч. Серафима совершается 28 ноября (11 декабря).
Текст приведен в сокращении по изданию:
Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). Издание Сретенского монастыря. Православный издательский фонд во имя Сретения Господня. Москва. 2003. 816 с.