Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий,
помилуй нас, грешных.
Свернуть

Слово настоятельницы

«Монашество и монастыри учреждены были Святым Духом чрез избранных сосудов Его, преподобных отцов: восстановление монастырей в прежней духовной красоте их … может последовать только действием особенной благодати Божией...»

Подробнее

ПРИНИМАЮТСЯ ТРЕБЫ:

Проскомидия (на один раз)

Проскомидия на 40 дней (сорокоуст)

Проскомидия на полгода

Проскомидия на год

Ектения

Молебен

Водосвятный молебен

Панихида

Вечное поминание

Отпевание (в храме)

Отпевание (в морге)

Заочное отпевание

 

Что такое помянник и церковная записка?

Православные семьи, которые хранят традиции благочестия, имеют помянник.

Помянник – это особая книга, в которую записывают на память потомству имена живых и усопших родных для поминовения их во время домашних и церковных молитв. Помянник является важной книгой для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянник хранится в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым неразборчивым подчерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записи имен живых и усопших для их поминовения.

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме?

Церковная молитва – это та молитва о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Бескровную Жертву.

Церковная молитва имеет особенную силу еще потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

«Я вас избрал и поставил вас, - говорит Спаситель Своим Апостолам, - чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 16).

Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг, прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2, 1).

Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5, 14).

Записка «О здравии».

Понятие «здравие» включает в себя не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. Если мы молимся о здравии человека, который сделал нам много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже наш враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

Записка «О упокоении».

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.

Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душою у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью перед очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Глову – Господа Иисуса Христа. «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 8 - 9).

Проскомидия.

Проскомидия – это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства Евхаристии.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» - древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Для проскомидии употребляются пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба – этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц – в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых – о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимаются частицы об усопших – Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискосе укладываются и эти вынутые частицы – сначала за живых, ниже – за усопших.

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания – записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывает написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискосе вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это – великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной Кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится.

Молебен.

Молебен – это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией после нее и до вечерни.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождии и т.д.

Сорокоуст.

Сорокоуст – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.

Сорокоусты заказывают не только об упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Почему надо молиться об усопших?

Наши молитвы об усопших – это продолжение наших отношений с ними.

Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.

Наша обязанность – заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших.

Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.

Но кроме молитвы об усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что «милостыня от смерти избавляет и может очистить всякий грех» (Тов. 12, 9).

Святитель Иоанн Златоуст советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».

Преподобная  Афанасия, сказав, что «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов», добавляет: «если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям».

О поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которые особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.

Таким образом, поминовение усопших – это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.

Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.

Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются.

ПАМЯТКА

Для желающих подать записку

О живых и усопших.

  1. Записки надо подавать до начала литургии.

  2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искреннем желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете.

  3. Записка должна содержать не больше пятнадцати имен.

  4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

  5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли).

  6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

  7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец – младенца Иоанна.

  8. Первыми указывайте имена архиереев и иереев, причем указывайте их сан – например, «о здравии» епископа Панкратия, игумена Иосифа, иерея Димитрия, затем пишите свое имя, своих сродников и близких.

  9. Если хотите, в записках о здравии   перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».

  10. В записках «о упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «о упокоении» написать перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день тезоименитства усопшего).