Слово к новоначальной послушнице.
Желающая поступить в число сестер обители, принимается не сразу, а предлагают ей сначала пожить при обители на правах гостьи. Ей советуют ходить в церковь к каждой службе, трудиться на всех послушаниях, как-то: уборка храмов, территории, гостиницы для паломников, помощь в трапезной и на огороде, уход за курами и вообще исполнять все трудные, но необходимые в монастырском хозяйстве послушания. Трапезавать ей позволяется в рабочей трапезной. В это время новопоступившая всматривается в порядок монастырской жизни. По тщательном испытании самой себя, если она чувствует, что может понести труды пустынные, то она заявляет о сем Настоятельнице. Тогда ее одевают в подрясник, зачисляют в число сестер обители, и позволяют обедать с сестрами в трапезной.
Долговременный опыт показывает, что большею частью приходящие в монастырь, смотря на весь порядок жизни обители, на Богослужение, на тишину и мир царящий внутри нее, умиляются сердцем и разгораются желанием остаться здесь и не возвращаться более в многомятежный мир, но здесь с инокинями, подвизаться и работать Господу Богу до смерти.
Да, действительно хорошо смотреть на скромность иноческих порядков, но не без труда и подвига привыкли инокини к ним. Каждой из них приходится много потерпеть и поскорбеть в то время, когда начнут ее, так сказать, переделывать из мирянки в монахиню во всех ее поступках, наипаче же приучить к смирению, к послушанию и к отсечению своей воли, а это продолжается не месяц и, не два, а несколько лет, пока она обучится. Вот это-то и не всякая выдерживает, и не у всякой достает произволения претерпеть до конца первоначальное испытание монашеское.
Некоторые послушницы, по недостатку произволения, потерпят, потерпят, да и начнут унывать, или же совсем уходят в другой монастырь, где, по их мнению, легче живется, но увы, легче только там, где нас нет. По сему-то и не сразу принимают желающую поступить в сестричество, но дается время на испытание произволения, аще убо может понести, дабы после ей не раскаяться.
Первые шаги духовной жизни.
Святые Отцы называют монастырь врачебницею (больницею). Точно: монастырь есть нравственная врачебница. Мы приходим из мира в монастырь, чтобы оставить греховные навыки, которые мы стяжали в мирской жизни, и стяжать навыки или поведение истинно христианские. Мы должны приложить все старания к тому, чтобы цель, с которою мы вступаем в монастырь, была достигнута, чтобы наша жизнь в монастыре послужила нам во спасение, а не к большему нашему осуждению на Суде Христовом. Поступающие в больницу для излечения обязываются руководиться во всем наставлениям врача, не позволяя себе употреблять пищи, одежды, движения, лекарства по своему усмотрению, ибо иначе вместо пользы они причиняют себе вред; подобно тому и всякая вступившая в монастырь обязывается упражняться не в тех подвигах и трудах, которые кажутся ей самой нужными и полезными, но в тех, которые будут ей указаны и назначены настоятельницей лично. Поэтому принятая в сестричество обители послушница, если желает положить правильное начало должна во всем руководствоваться наставлением настоятельницы.
О послушании.
Что такое есть послушание? Послушание есть исполнение всякого дела, которое бы нам ни поручили, с отсечением своей воли и своего разумения. Слово послушание само по себе хоть и многосложно, но столь много содержит в себе великого, чудного и дивного, что недостанет ни слов, ни разума для того, чтобы точно объяснить всю силу святого послушания. Кратко сказать: в послушании содержится вся жизнь монашеская. Основание и совершенство иноческой жизни есть послушание. Смело можно сказать, что послушливый инок подражает Самому Христу: сказано о Христе Спасителе нашем, когда Он был еще отроком: И бе повинуяся има (Лук. 2, 51), то есть Матери Своей Пресвятой Богородице и мнимому отцу, праведному Иосифу. Потом, когда оканчивалась земная жизнь Его, перед страданиями за грехи наши, в Гефсиманском саду молясь даже до пота кровавого, в молитве же своей возопил к Отцу Небесному, глаголя: Отче, аще волиши, мимо нести чашу сию от Мене: обаче не Моя воля, но Твоя да будет (Лук. 22, 42.) Сего ради и св. Апостол Павел взывает: Послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (к Фил. 2. 8). Видите ли сходство? Видите ли подражание? Видите ли высоту монашеского чина и послушания достоинство? Многие за послушание чудеса творили и не познавали сего. А св. Симеон Новый Богослов даже и молитву чистую и непарительную называет плодом послушания. И кто не поревнует подклонить свою выю под благое иго святаго послушания, видя толикия блага проистекающия от него?
Наставления Аввы Исайи, как держать себя на разных послушаниях.
Когда выйдете вместе на какое дело, каждый из вас себе да внимает, а не брату своему; ни учить его пусть не учит, ни приказывать что пусть не приказывает.
Когда сидишь за рукоделием своим, и войдет брат твой, отнюдь не гадай, ты ли наработал более его, или он более тебя.
Если работаешь с немощным, не любопрись в сердце своем наделать более его.
Если брат твой делая какое-либо дело, испортит его, ничего не говори ему об этом, если он сам не скажет тебе: «сотвори любовь, брате, поучи меня», и если ты, зная (как сделать) промолчишь, то нет в тебе любви Божией, потому что держишь в сердце лукавство.
Когда пойдешь на работу с братьями своими, не желай, чтобы они узнали, что ты более наработал, чем они.
Вот что требует Бог от человека: чтобы всякое дело, делаемое им, делал он втайне.
Когда работаешь вместе друг с другом, то если ты мудр, какую бы погрешность не увидел ты вне, у других, не носи ея в памяти, чтобы не сорвалось как либо с языка сказать о том братьям, с тобою живущим, ибо в этом смерть души твоей.
Если прорвется между вами какое смехотворное слово, остерегитесь позволять гласу смеха вашего возвышаться до услышания, ибо это знак необученности и бесстрашия Божия, потому что нет стражи внутри вас.
Преподобного отца нашего Феодора Студита поучение о послушании.
Преподобный отец наш Феодор Студит всегда поучал свою братию, как можно тщательнее исполнять возлагаемые на них послушания, даже до самых мелочей, как например: не бросайте зря малый обрубок доски и малый лоскут материи, который еще пригодится на починку. Потом объясняет, для чего все это делается. Не для того, говорит он, собрал я вас, чтобы только обирать виноградник, обделывать огороды, дрова пилить или и другие трудности работать. Но чтобы по средствам общего и трудного послушания приобрести чистоту сердца, чтобы всякий познал свои немощи, которые всегда обнаруживаются в столкновении с братией, чтобы могли приучить себя переносить оскорбления, которые часто встречаются на общих послушаниях, и чтобы приобрести опытность в духовной жизни и любовь к братии, которых добродетелей инок не может стяжать, если не пройдет низкие послушания.