Воскресенский Новодевичий женский монастырь

  

Слово настоятельницы

«Монашество и монастыри учреждены были Святым Духом чрез избранных сосудов Его, преподобных отцов: восстановление монастырей в прежней духовной красоте их … может последовать только действием особенной благодати Божией...»

Эти пророческие слова святителя Игнатия (Брянчанинова), сказанные задолго до поругания русских обителей, подвигают нас к раздумьям о судьбах русского иночества, о путях Промысла Божия в возрождении Воскресенского монастыря, одного из многих, поднимающихся на многострадальной Русской Земле.

Обитель, созидавшаяся молитвами и трудами многими поколениями истинных подвижниц, стяжавших мученический венец в тяжелые годы испытаний ХХ века, восстает ныне из небытия для служения Богу, Церкви Христовой и народу Божию.

Сестры обители с благоговейным трепетом и сознанием собственного недостоинства, полагаясь только на милость Божию и предстательство Пресвятой Владычицы Богородицы, воспринимают восстановление монастырской святыни как великий дар Божий. Уповаем, что Господь не оставит и тех, кто притекает в обитель за духовным укрепленим и поддержкой на своем жизненном пути, и тех, кто вносит посильную лепту в созидание Дома Божия.

Высоко призвание монаха — быть молитвенником за весь мир. Ибо мир, по словам прп. Силуна Афонского, стоит молитвою монахов, которая никогда не прекращается. Как претрудно стяжать не только таковую молитву, не только плач обо всем Адаме, но даже малый вздох о собственных грехах. Но Господь, «Единый ведый немощ человеческую», призвал нас, немощнейших, на служение в эту дивную обитель, посвященную Его Святому Воскресению. Не имея ни монашеси житейского опыта, мы отправились в то место, где давно угасла лампада молитвы. И сердце знает, что не нашей силой, не нашим подвигом вдруг засияли кресты храмов и вновь зазвучали священные песнопения под их сводами.

Перед самым открытием обители крестница последней игумении принесла нам синодик с именами репрессированных в 30-е годы монахинь, и с тех пор неизменно совершается их поминовение. Большим духовным утешением и поддержкой стало обретение могилы и честных останков первой настоятельницы игумении Феофании, чье небесное покровительство сопутствует всем делам и начинаниям сестричества. Особо чувствуется незримая связь с сестрами, прежде подвизавшимися в монастыре, и их молитвенное предстательство за земную обитель. Молятся за дорогую для них обитель священномученик Иларион (Троицкий), священномученник Серафим (Чичагов), преподобный Серафим (Вырицкий).

Но в лице и земных святителей встретили мы любовь, молитву и снисхождение. Приснопамятный Митрополит Иоанн указал нам на Новодевичий монастырь, как на место наших скромных трудов. Высокопреосвященнейший Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, возложив на нас послушание по возрождению обители, имеет неизменное попечение о ней, сорадуясь о всем добром и соскорбя в печалях, наставляя отеческим словом, паче же поддерживая молитвой. Всякое монастырское дело находит сердечный отклик и участие Владыки. Это и службы на престольные праздники, особо благодатные и торжественные, и освящение колоколов и крестов, и встреча святынь... Для всех находится у Святителя доброе слово — и для сестер-тружениц, и для прихожан, и для благотворителей. И неизменно, испрашивая совета и благославления Архипастыря, убеждаешься, что «сердце его в руце Божией»

Духовник Епархии архимандрит Кирилл (Начис) совершал постриги, исповедовал, окормлял сестер, жил в нашем монастыре на покое, назидая собственным примером терпения немощей и болезней. Порой думается, что батюшка нес этот сугубый крест за нас, чтобы нам было не так трудно идти по избранному пути...

Великого молитвенника обрели мы в лице протоиерея Николая Гурьянова. По его святым молитвам Господь устроял дело возвращения монастыря. Когда не было какой либо по-человечески надежды и все наши обращения к властям оставались безответными, старец утешил нас словами: «Вы просите, Вас послушают. Все отдадут, все будет, будет» Не раз старец говорил такие слова: «Стойте за обитель. Это Ваша обитель. А какая чудная красивая обитель!». Батюшка прикровенно указал даже время передачи монастыря, пропев: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Передача документов произошла в Неделю по Крестовозвижении, когда на средине храма предлежит Честный Крест Господень и ему воздается поклонение. По молитвам и благословению старца за один день был решен вопрос о возвращении храма Происхождения Честных Древ Креста Господня. Во многих духовных обстояниях и скорбях прибегали мы к молитвам сторца, от которого «никтоже тощ и не утешен отыде».

Родной матерью стала для нас настоятельница Пюхтицкой обители игумения Варвара. Сколько любви, тепла и мудрости дало нам общение с матушкой во время поездок в обитель на Журавлиной горе. В Пюхтице учились мы совершать келейное правило, исполнять монастырский устав, шить облачения, печь просфоры... Учились понимать, что «небо и монастырь по благодати одно есть» (архим. Емилиан), но мы только в начале пути.

Господь посылал и посылает нам благодатные встречи, благодаря которым устанавливаются духовные связи со святыми обителями Руси, в Афонском уделе Божий Матери и в иных богоспасаемых землях. Ученики и духовные наследники прп. Силуана Афонского, старцев Софрония (Сахарова), Иосифа Исихаста и Паисия Святогорца поддерживают нас свою молитвою и словом ко спасению. Вновь и вновь зримым образом подтверждаются слова прп. Силуана Афонского о том, что «и в наше время есть еще много подвижников, которые угодны Богу, хотя они и не творят видимых чудес». И душа наша радуется в сознании того, что эти подвижники — наши отцы и матери, старшие братья и сестры в одной большой монашеской семье.

Неприметно для мира день за днем течет монашеская жизнь. Нет в ней великих свершений, ярких событий, высоких взлетов...

«Но вот чудо Божие, которое можно видеть в нашей душе, если душа твоя смирится, как должно, то Милостивый Господь дает ей великую радость и умиление...» (прп. Силуан Афонский). И день за днем Боголюбивые души ведут невидимую брань за это смирение и за эту радость о Господе.

Стоит белокаменная Воскресенская обитель среди городского шума и суеты Северной столицы. Стоит как «град ограждения» и как «свидетель верный», свидетельствующий, что и наше нелегкое время — «время благоприятно. Се ныне день спасения». Стоит как чадолюбивая мать, готовая отверсти объятия для дщерей Своих. И мы возносим свои смиренные молитвы, дабы и над нами исполнились вдохновенные слова старца Емилиана: «... повседневная жизнь ангельской общины в обители, во всякой обители, да будет для современного человека окном, распахнутым в небеса».

  Игумения София.