Воскресенский Новодевичий женский монастырь

  

Храмы монастыря

Храмы монастыря.Дореволюционное описание.

Воскресенский Новодевичий монастырьВоскресенский монастырь расположен близ Московской заставы прямо за Обводным каналом. Вся площадь земли, принадлежащей монастырю, составляет 53 десятины 1 401 квадратную сажень.

Напротив Забалканского проспекта возвышается собор монастыря. Он расположен в 8 саженях от главных ворот. С двух сторон собора находятся два каменных двухэтажных корпуса. В середине каждой расположены пятикупольные домовые церкви. Высота от земли до креста 16 ½ сажень.

Справа и слева от собора стоит главный корпус. В части правой части главного корпуса, в середине, находится небольшая церковь во имя Афонской иконы Божьей Матери. По обе стороны от церкви устроены кельи. На первом этаже расположена келья настоятельницы, зал, где клиросные монахини учатся пению, канцелярия, келья казначея, церковный зал, где день и ночь читается псалтырь, а во время богослужения стоят сестры, ризница, библиотека и две маленькие гостевые кельи, в которых с разрешения игуменьи женщины останавливаются для поста и молитвы. На втором этаже находятся мастерские: живописная мастерская, рисовальная школа, мастерские позолотчиков и чеканщиков, золотошвейная мастерская и т.д. В подвальном этаже расположены: шпаклевальная мастерская для холстов и досок, на которых пишутся иконы, а также мастерская по изготовлению венков из сухих цветов, малая кухня, просфорная, катальня, малая баня и кельи, в которых живут поварихи, женщины, выпекающие просфоры и т.д.

В той части главного корпуса, которая расположена по левую сторону собора, в средине первого этажа помещается трапезная, второго – церковь Трех Святителей. В подвале стоит духовая печь, отапливающая трапезную, церковь и холодный подвал для хранения рубленой капусты. Кроме столовой на первом этаже расположены башмачная, подъемный стол, опускающийся вниз для подъема блюд с едой, кельи башмачниц, столовщиц и других сестер. На втором устроена больница для монахинь, аптека, швейные мастерские, в которых шьют одежду для монашествующих, а также кельи больничных и других сестер.

Собор во имя Воскресения Христова бул заложен 2 ноября 1849 г. Первый кирпич в основание Воскресенского монастыря был положен императором Николаем Павловичем. Главный Воскресенский собор был ссвящен 2 июля 1861 г. митрополитом Исидором.

Главными благотворителями при строительстве собора были Василий Федулович и Прасковья Тарасьевна Громовы и подрядчик М.О. Конопов. Он производил работы в кредит и делал большие скидки при оплате выполненных работ. Кроме того, он вносил и денежные пожертвования. Сестры же Воскресенкской обители помогали строительству собора как личным трудом, так и значительными пожертвованиями унаследованных денежных средств.

Затраты на строительство собора составили 119 440 руб., не считая работы по возведению иконостасов и клиросов. Фундамент и цокольная кладка были сделаны в 1849 –1850 гг. за счет средств, выделенных из казны по Высочайшему поведению. Особо отмечая заслуги архитектора Сычева и академика Яковлева, игуменья Феофания просила Высокопреосвященного митрополита о представлении их к Высочайшим наградам. Архитектор Сычем был стал статским советником, а академик Яковлев был награжден орденом св. Анны 3 степени. Купцу Громову за пожертвованные им, кроме многочисленных прежних пожертвований, 15 000 руб. на покрытие расходов на строительство собора, было объявлено благословение Священного синода. Подрядчик Конопов настоятельно просил не награждать его, так как «он не желал награды здесь, а желает спасения в будущей жизни».

Престолов в соборе было пять. Главный - во имя Воскресенья Христова, правый – во имя Успения Божьей Матери, левый – во имя Архангела Михаила и прочих небесных сил. На хорах правый престол освящен во имя Всех Святых. левый – во имя Святителя Николая. Все масляные росписи стен были выполнены монастырским живописцами.

Внутри собор имеет форму ковчега. Предалтарный иконостас состоит из пяти ярусов. Ширина его 11 саж. и 1 аршин. Он имеет изгиб вовнутрь. Высота его в середине от пола до креста 6 ¾ сажени. По бокам, где установлены местные иконы Спасителя и Божией Матери, иконостас имеет 4 яруса высотой в 5 саж. Остальная часть иконостаса содержит 3 яруса высотой в 3 ½ саж., упирающихся в хоры. Арка в середине иконостаса над Царскими вратами имеет высоту 2 ½ саж. Ширина Царских врат 3 арш., высота 6 аршин.

В углу справа от иконостаса придела в честь Успения Божьей Матери установлена образ Смоленская икона Богоматери Одигитрии, т.е. Путеводительницы. Этот образ написала игуменья Феофания в бытнсть свою ризничей в Горицком монастыре. После ее кончины для иконы за счет пожертвований всех сестер основанного ею монастыря икону была сделана серебряная позолоченная риза. Размер иконы составляет икона девять вершков. Внизу на дощечке сделана надпись: «Устроена сия риза в 1866 г. усердием и иждивением сестре сея обители в память и поминовение 6 игуменьи Феофании, которая собственно написала сей образ во время ее пребывания в Воскресенской Горицкой обители». Пред иконой теплится неугасимая лампада.В правом корпусе, называемом игуменским, расположена церковь Афонской Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой Отрада и Утешение. Эта церковь посвящена иконе, присланной с Афонской горы из русского Пантелеймоновского монастыря иеромонахом Серафимом как благословение вновь создаваемой женской обители в С.-Петербурге. Церковь построена по проекту архитектора Ефимова. Заложена она 10 июля 1850 г. и освящена 28 июля 1854 г. митрополитом Никанором в присутствии их Императорских Высочеств Великих Княгинь Марии Николаевны, Александры Иосиофовны и Марии Максимилиановны, герцогини Лейхтенбергской.

Больничная церковь во имя трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - создана по инициативе игуменьи Феофании на 10 0000 руб., пожертвованные крестьянином Василием Чижовым.

Церковь во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих радосте имеет особую историю. 15-го мая 1854 г. в сражении под Калафаном был убит командир Александрийского Гусарского полка полковник Андрей Николаевич Карамзин, сын знаменитого историка. Слуга отыскал его тело и привез в Россию. Вдова Карамзина, известная красавица Аврора Карловна, рожденная Шернваль до этого была замужем за скончавшимся Павлом Николаевичем Демидовым. Она пожелала похоронить прах любимого мужа в таком месте, чтобы у нее была возможность посещать его могилу. Еще до прибытия тела она получила у игуменьи Феофании разрешение устроить временный склеп и поставить гроб в подвале строящегося и покрытого временной крышей собора. Затем она хотела построить на могиле мужа на монастырском кладбище небольшую церковь со склепом вместо памятника. 20 июня 1850 г. тело Карамзина было поставлено в церкви Казанской иконы Божией Матери, где отслужили заупокойную литургию и панихиду. По просьбе игуменьи Феофании А.К. Карамзина согласилась за свой счет расширить церковь, чтобы появилась возможность отпевать в ней погребаемых на монастырском кладбище. Проект храма был разработан академиком Э.И. Жибером, автором первоначального проекта этой церкви, созданного в 1848 г. при учреждении Воскресенского монастыря.

Церковь во имя св. пророка Илии на монастырском кладбище сооружена по духовному завещанию действительного статского советника Ильи Федуловича Громова его душеприкащиком Ратьковым-Ражновым. Покойный И.Ф. Громов завещал похоронить себя в этой церкви. Храм в византийском стиле с пятью главами снаружи облицован гладким кирпичом. Длина его 9 саженей, ширина - 7.

В монастыре есть всего одна каменная колокольня. Она находится в середине правого корпуса в церкви Афонской иконы Божией Матери и возвышается над кровлей храма на один этаж. В пролетах установлены колокола. Первый из них имеет вес 107 пудов 11 фунтов. Он пожертвован в 1849 г. купцом Никифором Никитиным. Второй - весом 55 пудов 24 фун., третий - 25 пудов 5 фун. и четвертый - 14 пудов. Все три последних колокола пожертвованы в 1849 г. купчихой Марией Ильиничной Сяминой. На колокольне помещены башенные часы лондонской работы с клеймом 1839 г. В середине левого корпуса, над церковью Трех Святителей, есть также колокольня, но без колоколов и без часов. Обе колокольни построены в 1853 г. на суммы, Высочайше пожалованные из Государственного Казначейства, а также на пожертвования частных благотворителей монастыря.

Церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины находится в монастырском скиту. Он построен в 1884 г. на участке земли в 6 десятин 1 300 сажень среди соснового леса. Земля пожертвована дворянином А.П. Платоновым. На холме, в лесистой части Царскосельского уезда, по проекту архитектора Мельникова построена церковь с кельями. Заложена она 3 июля 1884 г. и освящена 16 сентября того же года.

В Воскресенском монастыре существует заслуживающая внимания мастерская иконописи. Начало мастерской было положено переведенными в 1854 г. из Горицкого монастыря рясофорными послушницами, а впоследствии монахинями, Артемией и Лидией. Они занимались иконописью, и были первыми наставницами вновь поступивших послушниц. Живопись красками осуществлялась под руководством художника Яковлева.

Золочению гладких фонов на иконах сестры учились еще в первые годы, когда создавались иконы в иконостасы церквей собственного монастыря. Но чеканку фона они производить не могли, и для этого доски отдавали известному иконописцу того времени Пешехонову. В 1870 г. из Москвы приехал хороший знакомый игуменьи Евстолии, серебряных дел мастер Иван Яковлев. По ее просьбе он познакомился с работами монастырских художниц и дал совет - хорошей чеканке следует учиться у мастера, который чеканит серебряные ризы для образов. Его совет был принят. С тех пор чеканка значительно улучшилась, и сестры сами учат друг друга.

Живопись в монастырской школе преподавали: академик Г.И. Яковлев (с 1849 по 1862гг.), назначенный академик П.И. Невзоров (с 1862 по 1869 гг.), художник А.А. Колчин (с 1871 по 1874 гг.), академик Н.И. Тихобразов (с июля по декабрь 1874 г.). После смерти академика Тихобразова до 1880 г. преподавателя не было. После этого живопись до своей кончины 19 ноября 1883 г. преподавал ректор Академии художеств Ф.И. Иордан. После Ф.И. Иордана в монастыре работала учительница Вахтер. Затем школой руководили известные профессора живописи П.П. Чистяков и М.П. Боткин. В настоящее время монастырской школой заведует монахиня Агния. Всего учениц более 60. В отделе живописи - 35, в отделении рисования по шелку и атласу – 20, в отделе чеканки - 10. Последними работами монахинь были более двадцати икон различных размеров, написанные для крейсеров и броненосцев 2 эскадры.