Строительство
началось практически сразу после одобрения Святейшим Синодом 15 апреля 1907 г.
В течение 1907 г. был сделан бетонный фундамент, цоколь будущего здания
облицован серым гранитом, также устроены и 350 двухъярусных склепов из
железобетона. Из него же соорудили и склепы снаружи будущей усыпальницы. Для
Казанской церкви приобрели специальный облицовочный кирпич во Франкфурте. (см. фото)
8 июня 1908 г. при
большом стечении духовенства, очень торжественно состоялась закладка церкви.
Чин ее закладки совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний
(Вадковский). Уже спустя два года ее строительство было закончено.
Пятикупольный, трехпридельный храм покрыли красной глазурованной черепицей,
привезенной из Германии. Барабан центрального и малых глав украсили орнаменты
из майолики. Сама кирпичная кладка служила важным (как в Византии) декоративным
элементом в общем «узоре» здания. (см. фото раздел «орнаменты, мозаики)
Три портала были
декорированы резьбой, выполненной по бетону с использованием мозаичных вставок.
Здесь можно увидеть символические изображения евангелистов, виноградной лозы,
птиц. К работе в храмах Косяков обычно привлекал мастерские и художников уже
ему известных. Среди них — керамическая мастерская П.К. Ваулина — О.О.
Гильдвейна и мозаичная мастерская Фроловых. Внешний облик
храма находится в полной гармонии с характером решения его внутреннего
пространства. Также, как в св.Софии боковые двухъярусные галереи расширяют
площадь для молящихся. Однако «основное слово» остается за центральным нефом. В
нем благодаря особой конструкции перекрытий возникает необычное ощущение связи
двух миров, дольнего и горнего. ()
К 1912 г. в
основных чертах внутреннюю отделку храма закончили. Стены были облицованы
панелями мрамора, отделан мрамором иконостас, в искусственный мрамор «одели» и
колонны, которые поддерживают галереи второго этажа и купольную конструкцию.
Оставались незаконченными иконы иконостасов и росписи. К их исполнению Косяков
пригласил художника Ф.Р. Райляна.Еще в мае
1911 г. настоятельница монастыря игуменья Антония заключила с Райляном договор.
Согласно ему художник должен был расписать стены храма и написать 105 икон для
трех иконостасов. Спустя год — весной 1912 г. начались работы. Художнику
помогали П.А. Фомин, А.И. Кулаков, В.Г. Евгеньев и др. Но завершить начатое
было не суждено.В строительстве храма
сама настоятельница принимала живейшее участие. Игуменья Антония явилась
достойной продолжательницей традиций, заложенных и сложившихся еще при первой
настоятельнице монастыря матушке Феофании.Строительством храма
Казанской иконы Божией Матери фактически завершился дореволюционный период
жизни монастыря. Однако сам храм не был освящен.
Начиная со второй
половины 20-х г. происходит последовательное закрытие храмов обители. Начало
было положено именно с недействующей еще усыпальницы. Из нее вывезли все, что
могло представлять какую-либо ценность вплоть до мрамора и арматуры. В 1970-х годах над
Казанским храмом нависла угроза уничтожения. Уже было принято решение о том,
чтобы взорвать усыпальницу. Однако стараниями руководства ВНИИ электронмаш,
(который занимал монастырский комплекс) храм сохранился.
Начало возрождения
Казанского храма положил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий,
нынешний Святейший Патриарх. Продолжил его труды митрополит Иоанн (Снычев).
В декабре 1996 года по
благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и
Ладожского Владимира Казанский храм передан в ведение монашеской общины.
1996 год отмечен
свидетельством особой милости Божией к обители — появлением в храме обновленной
чтимой Казанской иконы Божией Матери.
«Бог в помощь!» —
исстари говорят на Руси. Поистине чудом можно считать восстановление храма. |